Фильм «Робот по имени Чаппи».
Тема изображения искусственного разума в кинематографе – это вопрос сложный и очень трудно практически реализуемый. Как правило, в таких случаях речь идет о той или иной проекции человеческих страхов по поводу засилия машин. Переживаний, в отношении того, что люди вот-вот могут оказаться под властью механизмов, которые, конечно же, примут решение об их тотальном уничтожении, как менее совершенного вида существ…
Образ самодостаточного робота – это всегда образ человека.
В общем, так надоели набитые подобной чушью сюжеты, а особенно, их экранные воплощения. Они так нелепы по сути своей… При этом, они так старательно и многократно успели испортить саму идею поиска художественных вариаций на тему создания искусственного интеллекта, что, в итоге, как узнаешь о выходе очередного фильма про роботов, то нередко уже сразу не хочешь его смотреть. Просто потому, что у тебя нет желания пугаться очередного воплощения страхов на тему машин-убийц, одной из которых запросто, но совершенно непонятно почему, может стать, например, твой собственный домашний тостер или пылесос.
На фоне всех этих нелепых пугалок, очень приятно удивляют картины, в которых их создателям, всё-таки, удается непредвзято и без лишнего негатива показать интересную историю жизни того или иного механического создания, внутри которого живет, как раз тот самый искусственный интеллект. Ведь, в конце концов, в любом таком произведении речь идет совсем не о роботах. В них люди просто пытаются высказать свою точку зрения по поводу того, что они, в общем и целом, понимают под терминами «сознание» и «разум». То есть, за всей этой экранной игрой механизмов всегда видна попытка осмысления столь важных для человечества моментов, того, что они реально из себя представляют, какими они должны быть и почему?
Описывая жизнь роботов, способных мыслить самостоятельно, люди, на самом деле, описывают себя, своё отношение к жизни, то, чего они в ней боятся. А если в них не так много страхов и порожденной ими глупости, тогда и то, какой она должна быть. И совершенно неважно, что они делают это с помощью неких машин, которые совершают те или иные действия и поступки. Ведь, любой такой робот – это проект видения того, что есть самостоятельное самосознание в принципе. Каков может быть путь его развития, каким он должен быть. А заодно, и демонстрация индивидуальных сложностей и перипетий бытия каких-то конкретно взятых вариаций на тему разумной жизни.
Создание искусственного разума – это тест на состоятельность людского сознания.
Фильмы про роботов – это фильмы про людей, про то, что они понимают под человечностью, про то, что они всерьез считают ценным в себе самих. Ведь, робот – это ребенок человека, причем, порожденный им от начала до конца, то есть, полностью. Созданный им на всех уровнях того, что он из себя представляет. А это совсем иной уровень ответственности. Это всё очень и очень серьезно. Так как, при таких раскладах, люди не могут сослаться на какую-то там природу или гены, или душу, или что бы то ни было вообще. Если ты полностью или почти полностью контролируешь процесс создания, фактически, живого существа, то это автоматически требует от тебя очень дотошного и серьезного понимания того, каким оно должно быть. Что неизбежно толкает тебя на поиск оптимально осознания того, каким должен быть ты сам. То есть, попытка создания искусственного разума – это, на самом деле, очень и очень серьезный тест человечества на предмет его состоятельности, в плане понимания людьми сути и смысла жизни, её эффективности, продуктивности, оптимальности, в конце концов. На предмет того, что она есть такое и какой, снова-таки, она должна быть.
Картина «Чаппи» с этой точки зрения приятно удивляет. Причем, целым рядом моментов. Во-первых, в ней нет засилия сухости и агрессивности, присущих многим попыткам освещения жизни самодостаточных механизмов. Кроме того, главный её герой – робот, оснащенный самосознанием, оказывается по многим параметрам реально умнее и мудрее немалого числа людей. Так как, при всей его исходной базовой наивности, и, несмотря на то, что из-за неё его многократно дурачат, заставляют делать глупости и гадости, он всё равно, причем довольно быстро, приходит к пониманию ценности жизни. К тому, что она важна именно, как бесконечный и постоянно развиваемый процесс, из которого надо, в как можно большей степени, исключить конфликтность. В общем, по итогам просмотра фильма «Чаппи», так и хочется сказать нечто вроде: «ну, если не люди, то, слава богу, хотя бы, робот догадался зачем, на самом деле, существует такая штука, как жизнь…».